Искусство жить

В группе риска - подростки!

развернуть

Суицид – это преднамеренное лишение себя жизни.

 Почему ребенок решается на самоубийство?

- нуждается в любви и помощи,

- чувствует себя никому ненужным,

- не может сам разрешить сложную ситуацию,

- накопилось множество нерешенных проблем,

- боится наказания,

- хочет отомстить обидчикам,

- хочет получить кого-то или что-то.

В группе риска – подростки, у которых:

  • сложная семейная ситуация,
  • проблемы в учебе,
  • мало друзей,
  • нет устойчивых интересов, хобби,
  • перенесли тяжелую утрату,
  • семейная история суицида,
  • склонность к депрессиям.
  • употребляющие алкоголь, наркотики,
  • ссора с любимой девушкой или парнем,
  • жертвы насилия,
  • попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
  • погруженность в размышления о смерти,
  • отсутствие планов на будущее,
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Признаки готовящегося суицида:

  1. угрожает покончить с собой,
  2. отмечается резкая смена настроения,
  3. раздает любимые вещи,
  4. «приводит свои дела в порядок».
  5. становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать,
  6. живет на грани риска, не бережет себя,
  7. утратил самоуважение.

Что Вы можете сделать?

-будьте внимательны к своему ребенку,

- умейте показывать свою любовь к нему,

- откровенно разговаривайте с ним,

- умейте слушать ребенка,

- не бойтесь прямо спросить о самоубийстве,

- не оставляйте ребенка один на один с проблемой,

- предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы,

- вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно,

- привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц,

- обратитесь за помощью к специалистам.

Чего нельзя делать?

- не читайте нотации,

- не игнорируйте человека, его желание получить внимание,

- не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.,

- не спорьте,

- не предлагайте неоправданных утешений,

- не смейтесь над подростком.

Советы внимательным и любящим родителям:

- показывайте ребенку, что вы его любите,

- чаще обнимайте и целуйте,

- поддерживайте в сложных ситуациях,

- учите его способам разрешения жизненных ситуаций,

- вселяйте  в него уверенность в себе,

- помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения.

Профилактика суицидов

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния -  необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей,  посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Эти слова ласкают душу ребенка…

- Ты самый любимый!

- Ты очень много можешь!

- Спасибо!

- Что бы мы без тебя делали!

- Иди ко мне!

- Садись с нами!

- Расскажи мне, что с тобой?

- Я помогу тебе…

- Я радуюсь твоим успехам!

- Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!

- Как хорошо, что ты у нас есть!

свернуть

Как уберечь ребёнка от рокового шага

развернуть

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. 

Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.

Не следует говорить ребенку:

  • «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;
  • «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
  • «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;
  • «Где уж мне тебя понять!»;
  • «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;
  • «Не получается – значит, не старался!»;
  • «Все дети, как дети, а ты …»;
  • «Сам виноват…не жалуйся…..бестолочь».

Обязательно скажите ему:

  • «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;
  • «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;
  • «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;
  • «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

 

Риск суицида выше в семьях, отношения в которых строятся на зависимости.

 

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Приемы предупреждения суицидов

  • Воспринимайте ребенка всерьез. Относиться снисходительно нельзя.
  • Выслушивайте – «Я слышу тебя». Дайте ему возможность высказаться. Уделите ему ваше время. Задайте вопросы и внимательно слушайте.
  • Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • Не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.;
  • Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;
  • Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
  • Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.

Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

свернуть

Мотивы необдуманных поступоков подростков

развернуть

Мотивы суицидов подростками всегда осознаются, среди доминирующих можно назвать следующие:

  • «дать понять окружающим, в каком ты отчаянии» - 40% случаев;
  • «заставить сожалеть тех, кто плохо с тобой обращался» - 30% случаев;
  • «показать, как ты любишь другого» и «выяснить, действительно ли другой любит тебя» - 25% случаев;
  • «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» - 25% случаев;
  • «призыв о помощи» - 18% случаев.

Типология причин подростковых самоубийств.

  • личностно-семейные конфликты, в том числе развод, смерть близких, ссоры с родителями, оскорбления со стороны окружающих, одиночество, предательство, измена, неудачная любовь;
  • конфликты, связанные с работой или учебой, в том числе исключение из учебного заведения за неуспеваемость;
  • проблемы со здоровьем, в том числе физические и психические заболевания;
  • конфликты из-за отклоняющегося поведения, в том числе избегание позора, наказания, уголовной ответственности;
  • материально-бытовые трудности.

Итак, на первом месте среди оснований для совершения подростками самоубийства стоят внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований взрослых к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Одни родители не обращают на сына или дочь никакого внимания, занимаясь исключительно собственными  проблемами. Другие же стараются обеспечить детям хорошее будущее, записывая их в различные секции и кружки. Причину самоубийства в таких случаях называют «прессингом успеха», когда игнорируются реальные возможности детей, а завышенные требования формируют у подростка чувство вины, неуверенность, заниженную самооценку. Существенную роль играет нарушение структуры семьи в целом, т. к. около половины предпринявших попытку самоубийства молодых людей выросли в семьях, в которых один из родителей умер или покинул семью.

Второй, не менее значимый побудитель детских самоубийств – конфликты в учебном заведении. Нередко испытываемые подростком в учебном заведении психологические трудности приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения незначительности и незащищенности, отсутствию стрессоустойчивости. Около 70% подростков предпринявших незавершенный суицид назвали именно эту причину, однако при выяснении всех обстоятельств случившегося было выявлено семейное неблагополучие. Причем это были семьи внешне успешные, материально обеспеченные, но с нарушенными отношениями между ее членами. А ситуация в учебном заведении стали «последней каплей».

Несчастная любовь и конфликты на сексуальной почве достаточно часто толкают подростков к роковому шагу. Это происходит, во-первых, потому, что юноши и девушки бывают не в состоянии найти себе партнера или же наладить с ним гармоничные отношения. Во-вторых, глубокая психологическая зависимость подростка  от других  приводит в случае потери друга, особенно противоположного пола, к возникновению сильнейших переживаний. В-третьих, интимные отношения для молодых людей становятся особо значимыми и эмоционально необходимыми на фоне плохих отношений с родителями как средство компенсации. Поэтому любое охлаждение, измена, уход к другому или другой воспринимается юношей или девушкой как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. В-четвертых, подтолкнуть к суицидальному поведению может стыд из-за раскрывшейся мастурбации, обнаружившаяся беременность, страх стать гомосексуалистом или импотентом из-за неудавшейся первой интимной близости. Наконец, иногда подростки просто играют со смертью, прибегая к угрозе самоубийства как к последнему аргументу при выяснении отношений. То есть «несчастная любовь» может декларироваться как причина демонстративного суицида. Но за подобным поступком нередко скрывается романтическая завеса или желание «облагородить» свою личность, создать ореол исключительности, поднять свою значимость, потешить уязвленное самолюбие, вернуть внимание окружающих.

Итак, суицидальные действия подростков связаны с целым комплексом сложных обстоятельств, которые, взаимодействуя друг с другом, создают реальную опасность для отдельно взятого ребенка. Кроме того, всегда присутствует фактор высокой ранимости незрелой детской психики, в результате чего подросток может отравиться даже из-за незначительного, по мнению взрослых, конфликта с родителями или повеситься после вполне обоснованной воспитательной беседы с педагогом. Специалисты считают суициды типичной реакцией подростков на кризисные ситуации в их жизни. В этом возрасте человек решает, кем быть, как жить и зачем. Подростки переживают то же, что и взрослые, но впервые и потому гораздо искреннее и глубже. Им сложно мириться с несправедливостью, справляться с эмоциями, они оценивают мир только с позиций «черное – белое». Нынешние подростки тяжело переносят и материальное неравенство, когда у другого «есть все», а у него – ничего.

Все самоубийства несовершеннолетних  имеют свою специфику. Во-первых, чаще всего суицидальные попытки юношей и девушек до 19 лет спонтанные, не продуманные и не спланированные, предприняты на пике эмоциональных переживаний. Поэтому и средства выбираются спонтанно, с учетом имеющихся возможностей: прыжок с балкона, прием общедоступных лекарственных препаратов, повешение и т.д.

Во-вторых, большинство суицидальных попыток носят шантажно-демонстративный характер. Подростки редко желают реально умереть, их действия чаще направлены на восстановление нарушенных связей с окружающими и выступают как последний крик о помощи.

В-третьих, практически 3/4 детей так или иначе раскрывают свои мысли о самоубийстве. Они выражаются такими фразами: «Завтра меня уже не будет», «Без меня в этом мире ничего не изменится» и т.д.  Косвенными свидетельствами саморазрушающих мыслей являются выражения: «надоело», «сыт по горло», «больше ты меня не увидишь», «хочется положить всему этому конец», «ненавижу себя, все и всех», «пожил – и хватит» и т.п.

В-четвертых, суицидальный акт подростками нередко воспринимается в романтическо-героическом свете как смелое, решительное действие, мужественный и нестандартный поступок. Нередко, совершая самоубийство, ребенок стремится поднять свой престиж в глазах сверстников, вызвать к себе уважение или восхищение своими действиями. Наконец, только применительно к подросткам можно говорить о расширенном и массовом суициде. Т.е., если в окружении подростка имела место попытка самоубийства, то не исключено повторение подобных случаев. Подобное самоубийство называют «эффектом Вертера».

Итак, семья обеспечивает защиту от суицидального поведения в том случае, когда между членами семьи хорошие, сердечные отношения, когда члены семьи поддерживают и понимают друг друга.

Одновременно с тем, семья провоцирует суицидальное поведение, если в ней наблюдаются деструктивные тенденции, такие как:

- частые ссоры между родителями, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье;

- чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей по отношению к детям,

- излишняя авторитарность родителей;

- отсутствие у родителей времени, недостаточное внимание к состоянию ребенка;

- насилие в семье;

- злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антисоциального поведения членов семьи;

- развод родителей, уход одного из родителей из семьи или его смерть;

- недостаток внимания и заботы о детях в семье, конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем.

Именно все выше перечисленное иногда лишает родителей возможности своевременно обнаружить у своего ребенка нарушения эмоционального состояния, проявления стресса. А ведь склонность к суициду можно выявить заранее. Выделяют несколько типов личности повышенного суицидального риска.

Эмоциональный тип. Характеризуется чрезвычайной эмоциональной подвижностью, быстрой сменой настроения. Откровенный, простодушный. Склонен к сопереживаниям. Очень привязан к близким. Неудачи, конфликты, утрата близкого человека могут послужить для него причиной, побуждающей к самоубийству.

Депрессивный тип. Характеризуется резко выраженным чувством собственной ущербности, робостью, застенчивостью. Страдает от любой грубости, часто находится в подавленном настроении, недоверчив к окружающим, подозрителен. Ему постоянно кажется, что окружающие его презирают. Пассивен, часто жалуется на усталость. Грубое обращение, укор, упрек на глазах у окружающих в период глубоких переживаний могут спровоцировать самоубийство.

Агрессивный тип. Не умеет и не хочет подчиняться. Неуживчив в коллективе. Взрывается буквально по каждому пустяку. Вспышки гнева ведут к необузданной ярости. При особых обстоятельствах, когда цели кажутся недостижимыми, агрессивность направляет на самого себя.

Истерический тип. Постоянно приковывает к себе внимание, стремится быть в центре всех событий. Способен на неординарные поступки. Все его поведение рассчитано на эффект. Могут быть припадки, обмороки. Не терпит неприязни со стороны окружающих. Если ее обнаруживает, способен на шантажирующие суицидальные попытки.

Кроме этого, практически у каждого подростка в пресуицидальный период наблюдаются определенные изменения в психофизиологическом состоянии, так называемые косвенные признаки суицидальной готовности:

- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

- пренебрежение собственным видом, неряшливость;

- появление тяги к уединению, отдалению от близких людей;

- резкие перепады настроения, беспричинные слезы, неадекватная реакция на слова, поступки других людей;

- проблемы со сном, кошмары либо бессонница;

- стремление привести дела в порядок, подвести какие-то итоги, попросить прощение за все плохое, что было;

- медленная, маловыразительная речь либо, наоборот, быстрая и эмоциональная;

- рассеянность, снижение успеваемости, плохое поведение;

- безразличное расставание с дорогими вещами (раздача личных вещей);

- потеря аппетита или же переедание;

- шутки, иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Все перечисленные особенности поведения подростка должны насторожить окружающих его взрослых. Если наблюдаются хотя бы 1 – 2 из перечисленных признаков, на подростка нужно обратить особое внимание.

Еще одна сторона проблемы молодежных суицидов – Интернет. Оказывается, есть суицидные Интернет-сайты, где люди обсуждают свои проблемы, делятся мыслями о самоубийстве.

Такие сайты (форум или чат – живое общение)  дают возможность:

1) выговорится;

2) почувствовать себя не одиноким, не изгоем, понять, что такие же проблемы могут быть у сотен тысяч людей на земле;

3) найти друзей, которые будут похожи на тебя;

4) услышать других людей, которым может быть тяжелее, чем тебе – от этого может стать легче (тебе);

5) Социологи считают, что человек должен чувствовать себя частью большой социальной группы, частью чего-то большого (корпорация, на которою работает, институт, в котором он учится, или клуб, который он посещает). Убившие себя зачастую были оторваны от общества. А суицидальное сообщество как раз и является такой большой социальной группой, которая так необходима.

Однако, несомненно, такие сайты несут и вред: имеются некоторые свидетельства того, что придание широкой гласности фактов самоубийств известных людей могут служить толчком к самоубийствам других людей, в особенности, среди лиц в диапазоне от 13 до 19 лет. Есть даже такое выражение «эпидемия суицида».

На суицидных форумах нет возрастных ограничений. Но общается здесь по преимуществу молодежь. Если молодой человек принял окончательное решение уйти из жизни, он может зайти на форум попрощаться.

Вот, к примеру, прощальное письмо одной девушки:

«СЕГОДНЯ МОЙ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ… ЗАВТРА УЖЕ НЕ БУДЕТ!!!!!.. ТЕПЕРЬ Я ОБРЕТУ ТО, ЧТО ХОТЕЛА. Всем спасибо... Прощайте, друзья!!! Всем удачи и новых жизненных сил, пусть меня осудят или наоборот... А ведь никто не заметит моего исчезновения.... Все будет как раньше......... ТОЛЬКО БЕЗ МЕНЯ.....»

И вот какие отзывы приходят на это:

«Удачи. Покойся с миром».

«Многие заметят.... поверь....Что ж... Прощай... обрети же тот вечный кайф... и покой... без вечной боли....»

«Я не буду тебе ничего советовать, типа "не надо, жизнь хороша", потому что сам нахожусь в такой ситуации. Я ведь скоро тоже "прыгну"».

«Вернись, пожалуйста! Я и сам года 3 назад говорил так. И всё это было для того, чтобы привлечь внимание. Ведь пока нами кто-то интересуется, мы живы. Я тобой интересуюсь».

Те, кто отвечают: «Удачи!», и желают «вечного кайфа» – не  циники, не бессердечные, они такие же отчаявшиеся молодые люди. Спокойная реакция на чью-то добровольную смерть – следствие того отношения к суициду, которое распространено в этой среде, ведь молодые люди с суицидальными мыслями считают, что «суицид – выход для умных и свободных».

На таких форумах обсуждаются способы ухода из жизни. Если почитать высказывания молодых людей, то можно пронаблюдать  благородство и гуманизм по отношению к посторонним людям. Они считают, что выбирать в качестве способа смерти прыжок под колеса автомобиля или электрички, некрасиво, т.к. у водителя могут быть большие неприятности, вплоть до суда, к тому же он испытает сильный психологических шок.

Но к близким людям – родителям, родственникам, любимым – никакой жалости быть не должно. Логика простая: если для кого-то жизнь мучительна, а его близкие при этом хотят, чтобы он жил, получается, они хотят его мучений. Больше того – именно родители очень часто оказываются причиной самоубийства своих детей. Разговаривать с такими родителями бесполезно, единственное надёжное средство - поскорее вступить во взрослую жизнь и порвать с ними все отношения.

Спектр отношений с родителями в этой среде – самый разный. Кто-то открыто заявляет о своей ненависти к ним. Правда, таких немного. Большинство говорят о стене непонимания, о том, что мать заботится – кормит и одевает – но ей и в голову не придет поинтересоваться, что у тебя на душе. А если, не дай бог, намекнешь о своем нежелании жить – назовет это дурью, возрастной глупостью. Увидев свежие порезы на запястьях, родители (чаще – отец) могут и ударить. А могут равнодушно бросить: «Странно как тебя кошка поцарапала…»

И еще. В числе причин подобного явления называются неуверенность в завтрашнем дне, ожидание апокалипсиса, сознательно и бессознательно нагнетаемое СМИ и масс-культурой, крах традиционных жизненных ценностей. Но все эти причины можно отнести к любой возрастной группе. Почему же именно молодежь в последние годы все чаще отдает предпочтение небытию перед бытием? Можно предположить, что в ряду причин, способствующих этому, своеобразная мода на самоубийство, нечто вроде зарождающейся субкультуры. И немалую роль в этом следует отвести Интернету – великой объединяющей и информирующей структуре.

Субкультура – система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В числе молодежных субкультур всем известные хиппи, панки, рокеры, металлисты, рэпперы, кислотники, скинхеды… Молодежные субкультуры часто рассматриваются как девиантные, противопоставляющие себя господствующей культуре. Они развиваются как правило на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, зачастую имеют свой сленг.

Большинство молодежных субкультур – заимствованные, т.е. приходят с Запада, а не рождаются спонтанно на родной почве. Одно из последних и весьма колоритных веяний – субкультура «готов».  Должно быть, каждый замечал группы молодежи, резко выделяющейся своим внешним видом из окружающей их толпы. Преобладание черного цвета (одежда, волосы, ногти, губы), обильная косметика, вычурные прически, пирсинг на лице (брови, губы, язык, нос), египетский крест, ошейник с шипами, специфическая музыка, любовь к кладбищам, запущенным старинным паркам, развалинам и руинам, тема смерти во всех ее видах, употребление демидрола, красного вина, чтение произведений Анны Райс – все это отличительные признаки «готов».

Еще одно направление, ответвление субкультуры «готов» – ЭМА (эмоциональные). Их лозунг: «Сегодняшний день может быть последним, надо радоваться». Внешний вид: черно-розовая одежда, челка, опущенная до середины лица, пирсинг. Настоящие представители ЭМА проповедуют здоровый образ жизни. Однако, у них преобладает суицидальное настроение.

Субкультура готов (сложившаяся и устойчивая) и субкультура суицидников (нарождающаяся) пересекаются, но не совпадают. Суицидник может быть готом, но может и не быть. Гот может грезить о самоубийстве, но может и лелеять в своих мечтах иную романтическую кончину, скажем, от редкой болезни, от передозировки наркотиками, от любви.

Суицидника – в отличие от гота – по внешнему виду определить невозможно. Особенность данного сообщества, как уже говорилось, в том, что оно – таящееся, скрытое. У них есть свой сленг, общий со сленгом готов: «дабл» – двойной суицид, «депра», «суициднуться», «су-тусовка», «жизнелюб», «выпей йаду!»…

Суицидники убеждены, что добровольная смерть – удел людей сильных, творческих и независимых от социальных ловушек и цепей, что это есть высший акт проявления свободы воли человека.

Интернет, безусловно, участвует в формировании молодежной моды на суицид. Но нельзя не упомянуть о тех же самых тенденциях в молодежной культуре вообще. Это рок-группы, рэп-исполнители, модные книги, театральные постановки. Ведь они пробуждают и подогревают интерес молодежи к добровольному уходу из жизни.

Уважаемые родители, что является наиболее важным и первостепенным в вашей жизни? Где на шкале ваших ценностей находится ваш ребенок? Занимает ли он на этой шкале первое место, второе или третье? Что вы знаете о своем ребенке? Ответьте мысленно на такие вопросы: как зовут его лучшую подругу или друга? Что он больше всего любит? Какая музыка ему нравится? Какие книги он читает? Знаете ли вы о его планах и мечтах? Сколько вопросов осталось без ответа?

свернуть

Счастье - это когда тебя понимают

развернуть

        Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственную ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

       Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети учатся речевому общению, наблюдая за старшими, слушая и подражая им. У младшего школьника, в отличие от старших, мышление более конкретное. Он хорошо усваивает то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Дети постоянно изучают то, что наблюдают, и понимают гораздо больше, чем могут сказать. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером. Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное. Родителям следует уделять своим детям больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие (когнитивные, т. е. познавательные навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также к абстрактному и логическому мышлению) и приобщение ребенка к жизни общества - являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым. Педагоги, родители, бабушки и дедушки, старшие сестры и братья должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворять его важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

       В дошкольном возрасте малыш лишь нащупывает способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.

    Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать»

      Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас могут и умеют по настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Но большое значение имеет и способность слушать и понимать и самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими людьми. И всему этому детям нужно учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.

       «Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».

Рекомендации родителям как понять своего ребенка:

  1. Учитесь сами и учите контролировать эмоции ребенка

Для этого должны быть:

    Четкие стандарты поведения.

    Право выбора. В эмоциональных  ситуации, в которых у ребенка нет выбора достаточно болезненны. Поэтому, если у вас назревает конфликт, попробуйте подать правила под другим углом.

    Делайте паузу Если  вы слышите от своего чада не те слова, которые ожидали – обратите на них внимание. Сделайте глубокий вдох, постарайтесь не злиться. Помните, что родителям необходимо не только самим быть сдержанными,  но и научить этому ребенка, а что может научить лучше, чем живой образец для подражания.

  1. Поддерживайте связь. Постарайтесь уделять ребенку максимальное количество внимания, проявляйте к нему интерес.
  2. Не поддавайтесь духу соперничества. Сравнивайте успехи своего ребенка не с достижениями других детей, а с его собственными результатами прошлых периодов.
  3. Боритесь с грубостью. Для этого родителям понадобится много терпения, чтобы грамотно выстроить отношения с собственным ребенком.

Будьте уверены, внимательный слушатель и мудрый советчик в лице мамы и папы будет необходим вашему ребенку еще долгое время.

свернуть
поделиться в: