Школьный музей

Вас приветствует историко-краеведческий музей

"Сморгонь: историческое прошлое и настоящее"

Руководитель музея – Багдасарьян Лариса Владимировна, учитель истории, год начала руководства музеем - 2009

контактный телефон 8 -01592-2-87-92

Дни и время для посещения экскурсий:

вторник – с 10.00 до 15.00

среда – с 13.00 до 15.00

пятница – с 12.00 до 15.00

суббота – с 9.00 до 12.00

Количество экспонатов основного фонда - 315

Занимаемая площадь: экспозиции - 48 м2

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗДЕЛЫ ЭКСПОЗИЦИИ
ЭКСКУРСИИ ВИКТОРИНЫ 

 

План идеологической и воспитательной работы музея государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г. Сморгони» «Сморгонь: прошлое и настоящее» на 2023/2024 учебный год

развернуть

Анализ работы школьного историко-краеведческого музея «Сморгонь: прошлое и настоящее» за 2022/2023 гг.

Школьный музей – это важный элемент развития учащихся. Музейная образовательная среда создает условия для формирования ценностных, нравственных ориентиров, практических навыков поисковой, исследовательской деятельности, для организации самостоятельной работы учащихся, воспитания интереса и уважения к истории своей малой родины.

Школьный музей работает по трем направлениям: семья, школа, родной край.

Ежегодно проводится акция «Подарок музею», фонд музея пополняется новыми экспонатами. На учете находятся 250 экспонатов основного фонда и 87 вспомогательного. Музейные предметы используются в урочной и внеурочной деятельности. За прошедший год в музее проведено 53 экскурсии, его посетили 1181 человек.

Работа в музее велась согласно следующих принципов:

  1. Связь с учебно-воспитательным процессом. В музее проводились урок знаний, музейные уроки, уроки истории «Наш край», экскурсии «Музейный экспонат в гостях у класса». Традицией стало проведение совместно с библиотекой выставок: «Журнальный пресс-экспресс», «Край дзе мы жывём», “Чернобыльская авария: 37 лет истории” и другие.
  2. Проведение учебно-исследовательского поиска. Материалы об учителях, школьных династиях, экспонаты этнографического уголка “Гэта спадчына святая” учителя и учащиеся использовали для написания творческих и исследовательских работ.
  3. Использование в учебно-воспитательнои процессе разнообразных приёмов и форм. Были разработаны виртуальные экскурсии о школе, музее, родном городе. В музее учащимся предлагаются творческие задания: зарислвка экспонатов, их характеристика, иллюстрированные вопросы, кроссворды и др.
  4. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся. Актив музея, учащиеся объединения по интересам “Юные экскурсоводы” принимали участие в районных, областных и республиканских конкурсах, завоевав призовые места. На занятиях уделяется внимание методике организации и проведения экскурсий, обучению учащихся правильному владению техникой экскурсий. Итогом деятельности объединения по интересам является подготовка текста тематической экскурсии в музее.

Вместе с тем для повышения эффективности работы школьного музея недостаточно широко использовались новые информационные технологии. Также необходимо активизировать работу совета музея, заинтересовать учащихся музейной деятельностью, шире внедрять активные формы работы.

Исходя из анализа работы школьного музея за прошедший год, вытекают цель и задачи на новый 2023/2024 год.

ЦЕЛЬ:

  1. Осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучение судеб конкретных людей, история обычных семей, повседневность прошлого.
  2. Развитие творческих способностей школьников.
  3. Приобщение школьников к проблемам сохранения истории и культуры предков, традициям и обычаям.
  4. Популяризация деятельности школьного музея с использованием информационных технологий.

I.Организационно-методическая работа

1.    Анализ работы за прошедший год. Определение задач развития музея.

Сентябрь

2.    Выбор приоритетных направлений на основе опроса.

Сентябрь

3.    Выбор Совета музея.

Сентябрь

4.    Утверждение плана работы на 2023/2024 гг.

Сентябрь

5.    Утверждение плана работы школы экскурсоводов.

Сентябрь

6.    Проведение инвентаризации, учет и описание музейных предметов.

В течении года

7.    Продолжить работу по формированию музейной документации, учету и обработке музейных экспонатов, обеспечению их сохранности и популяризации.

В течении года

8.    Продолжить работу по оцифровке экспонатов школьного музея, по созданию и прикреплению QR-кодов к музейным экспонатам.

В течении года

9.    Оказывать методическую и информационную помощь классным руководителям по подготовке и проведению часов информирования, часов общения, факультативных курсов.

В течении года

10.    Организовать работу среди учащихся школы по изучению, сбору краеведческого материала и написанию рефератов на историческую тематику.

В течении года

11.   Принять участие в районных конкурсах.

12.   Организовать проведение уроков в музее по истории Беларуси (согласно требованиям школьной программы):

В течении года

Наш край в древнейшее время – 6 кл.;

Наш край IX – сер. XIII в. – 6 кл.;

Наш край в конце XIII – XIV вв. – 7 кл.;

Наш край в конце XIV – сер. XVI в. – 7 кл.;

Первое упоминание о Сморгони – 8 кл.;

Наш край во второй половине XVI – к. XVIII в. – 8 кл.;

В годы Первой мировой войны – 9 кл.;

Наш край в 1917-1939 гг. – 10 кл.;

Сморгонь в годы Великой Отечественной войны – 10 кл.;

Сморгонь в послевоенное время – 11 кл.;

Промышленное развитие Сморгони в 1860 гг. – начал. XX в. – 9 кл.;

Польско-советская война 1919-1920 гг. – 10 кл.;

Развитие культуры на современном этапе – 11 кл.

    Уроков по белорусской литературе:

М.Лынькоў “Васількі” – 5 кл.;

Каляндарна-абрадавыя песні – 6 кл.;

“Благаславі, маці, вясну заклікаці”;

“А на Купалу рана сонца іграла…”;

“Добра жаць-шырокая наўка”;

С.Тарасаў “Е.Полацкая” – 6 кл.;

Г.Сянкевіч “Незабыўная старонка славянскай мінуўшчыны” (урыўкі з рамана “Крыжакі”) – 6 кл.;

В.Быкаў “Незагойная рана” – 7 кл.;

А.Вярцінскі “Рэквіем па кожным чацвёртым” – 7 кл.;

Ул.Караткевіч “Зямля пад белымі крыламі” – 7 кл.;

Л.Дайнеко “Меч князя Вячкі” – 7 кл.;

В.Быкаў “Альпійская балада” – 7 кл.;

В.Быкаў “Журвўліны крык” – 8 кл.;

Ф.Багушэвіч “Жыццё і творчы шлях” – 9 кл.

Второе полугодие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течении года

II. Поисково-исследовательская и экспозиционная работа

№ п/п

Содержание

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Изучение процессов экономического, политического и культурного развития Сморгонского района

В течении года

Совет музея

2.

Акция «Вы – жизнь моя». Встречи, сбор материалов об учителях и ветеранах педагогического труда ГУО «Средняя школа №3 г.Сморгони»

В течении года

Совет музея

3.

Организация и проведение выставок в музее:

- виртуальная выставка «История школьной формы»

- Афганистан… И снова память говорит

- Календарь знаменательных дат «День за днём»

- Живое слово мудрости духовной (14 марта День православной книги)

- Чытаючая бабуля унукам

- Хранители времени. Выставка календарей разных лет

- Виртуальная выставка «Календарь»

Сентябрь

Декабрь

Март

Апрель

Октябрь

Ноябрь

Багдасарьян Л.В.

Совет музея

Южик И.И.

Волкова А.С.

Малько Т.А.

Багдасарьян Л.В.

Члены объединения по интересам “Юные экскурсоводы”

4.

Разработка квест-игры «Путешествие в страну времени»

Октябрь

Совет музея

III. Экскурсионно-массовая работа

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Формирование группы экскурсоводов

Сентябрь

Багдасарьян Л.В.

2.

Организация работы по подготовке экскурсоводов (объединение по интересам «Юные экскурсоводы»)

В течении года

Багдасарьян Л.В.

3.

Сбор материалов и разработка обзорных и тематических экскурсий:

- «Ад зярнятка да каравая»

- «Соль у народных прыкметах»

- Интерактивная игра «Любі і ведай свой край”

- Квест-экскурсия “Как это было”

- Квест-игра «А нам нужна одна победа»

- Экскурсия «Путешествие в страну времени»

В течении года

Совет музея,

Багдасарьян Л.В.

4.

Проведение экскурсии «Музейный экспонат в гостях у класса»

В течении года

Багдасарьян Л.В.

IV. Идеологическая и воспитательная работа

1.    Подготовка и проведение урока «День знаний в музее» («Историческая память – дорога в будещее»).

Сентябрь

2.    Организация и проведение выставок, конкурсов, игр (согласно плана).

Багдасарьян Л.В.

3.    Разработка, организация и проведение экскурсий для учащихся, учителей, родителей.

Багдасарьян Л.В.

«Юные экскурсоводы»

4.    Разработка материалов для проведения часов информирования и часов общения посвященных памятным датам:

- День знаний

- День народного единства

- Международный день мира

- Нобелевский день. Белорусы – лауреаты Нобелевской премии

- День памяти воинов-интернационалистов

- Международный день родного языка

- День Конституции

- День Победы

- Международный день музеев

Багдасарьян Л.В.

Южик И.И.

Пашковская А.И.

5.    Клуб интересных встреч «День старшего поколения»

В течении года

6.    Участие в акциях «Поздравление ветерану», «Ветеран рядом с нами»

В течении года

7.    Шефство над могилой командира партизанской бригады Суворова А.П. Овсянникова

В течении года

 

свернуть