Профориентационное консультирование

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

ЧТО ОН ХОЧЕТ: осознающий свои цели, жизненные планы, стремления

ЧТО ОН ЕСТЬ: знающий свои личностные особенности

ЧТО ОН МОЖЕТ: знающий свои склонности, способности, интересы

С этой целью мы предлагаем: 

Профориентационную консультацию, состоящую из нескольких этапов и включающую: предварительную беседу, профдиагностику, завершающую беседу с рекомендациями.

Консультация ПОЗВОЛЯЕТ:

ВЫЯВИТЬ интересы, способности и личностные особенности.

ОПРЕДЕЛИТЬ подходящий профиль обучения.

ВЫБРАТЬ профессионально-техническое, среднее специальное или высшее учреждение образования.

Словарь профессий: более 100 вариантов, куда поступать

Профориентационная диагностика — первый шаг к успешной карьере!

Выбор профессии — важнейший этап в жизни любого человека. От правильного выбора будущей профессии зависит вся последующая жизнь. И первым шагом в этом деле является тестирование. 

Тест на профориентацию представляет собой комплекс вопросов, отвечая на которые максимально честно, человек проходит объективное тестирование эмоциональных и профессиональных предпочтений, которое позволяет определиться с выбором будущей профессии. Тест на профориентацию помогает выявить интересы и склонность человека к определенной сфере деятельности.

Профориентационные тесты расширяют кругозор человека в мире профессий и определяют его возможное место в нём.

Тестирование позволяет:

  • определить свои профессиональные склонности и способности;
  • выявить свойства характера и личностные качества;
  • прояснить уровень развития своих способностей;
  • выбрать отрасль профессиональной деятельности.   

Профориентационные тесты онлайн: smartia.me                                         

 1. Знакомство с самим собой 

Пройдя эти тесты , ты познакомишься со своими индивидуальными особенностями.

САМООЦЕНКА

ТЕМПЕРАМЕНТ

ХАРАКТЕР

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

2. Знакомство с профессиями

Пройдя эти тесты, ты сможешь узнать к какому типу профессиональной деятельности ты относишься.

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЖ. ГОЛЛАНДА

Тест позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями.

ТЕСТ КЛИМОВА.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова предназначен для определения интересов и склонностей человека.

Дорогие ребята! Приобретение знаний и правильный выбор специальности позволит вам быстрее включиться в профессиональную деятельность, может стать стартом для профессионального и карьерного роста!

КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ. ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

развернуть

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу). 

свернуть

КАК ОПРЕДЕЛИТЬСЯ СО СВОИМИ ЖИЗНЕННЫМИ ЦЕЛЯМИ

развернуть

Нарисуйте три круга, чтобы они пересекали друг друга, Подпишите их:

  Хочу: это те дела и занятия, которые вас привлекают. Зажигают. Тянут! Интересуют!

       Умею: это то, что вы делать умеете хорошо, а ещё лучше - мастерски.

      Востребовано: это круг того, за что сегодня платят деньги. Шире – за что люди реально благодарят, что людям нужно.

На пересечении этих кругов лежит ваша жизненная цель.

Подсказка: начинайте не с Хочу, начинайте с Умею. Начните с того, что составьте список тех дел, профессий и умений, которыми вы так или иначе владеете или могли бы в обозримом будущем качественно овладеть.

Чем больше у вас дел, которыми вы владеете мастерски, тем лучше ваши деловые перспективы. Вот правда: не ленитесь осваивать дела до уровня не просто «нормально, сойдет», а подниматься к планке мастерства, достойного гордости!

Пусть вашим вторым кругом станет тема Востребовано. В первую очередь пройдитесь по вашему первому списку Умею и оцените, будут ли люди платить за все ваши таланты.

Теперь настал черед круга Хочу. Собственно, с ним проще: обычно то, что вы умеете делать мастерски, и одновременно ценят окружающие, готовые платить за это достойные деньги – вам нравится. Проверьте!

Итого, когда вы совместите все свои списки: Умею, Востребовано и Хочу, у вас на пересечении будет несколько дел, которые стоит считать своей жизненной задачей. Из них выберите то, что более всего соответствует вашим жизненным ценностям, то, что для вас самое высокое и наполненное смыслом, выберите ту вершину, ради которой можно и напрячься, и выложиться: это поможет вам не сломаться в случае неожиданных трудностей. Помните у Ницше: «Тот, у кого есть ЗАЧЕМ жить, сможет выдержать любое КАК».

А для упертых и творческих людей ещё одна качественная подсказка: сильные люди идут не от данности, а от задач. Формула успеха разумного человека – собери имеющиеся ресурсы и внутри этих возможностей сделай то, что ты хочешь. Формула успеха лидера – определи, что ты хочешь, и создай ресурсы, чтобы твое Хочу стало возможным.

Лидер не ищет реальность, он её создаёт. Три круга Умею, Востребовано и Хочу – это жесткая реальность, это рамки, но самые упертые за рамки умеют выходить. Помните об этом.

свернуть

Типичные ошибки при выборе профессии

развернуть
  1. Ориентация на престижность профессии. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными и неприличными (например, мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен обществу, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться, но после учета ваших интересов и способностей. Иначе профессия не будет приносить удовлетворение.
  2. Влияние окружения на выбор профессии. Не выбирайте профессию под влиянием товарищей (за компанию). Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Поэтому, оглядываясь на других, помните, что каждый человек по-своему уникален и неповторим. Старайтесь увидеть, чем вы отличаетесь от товарищей и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если ваш товарищ идет на пожарника (а он – рискованный человек), то, например, вам эта профессия может не подойти (вы очень осторожный и рассудительный).
  3. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что вам нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если вас восхищает душевность физика – это не значит, что вам нравится физика сама по себе). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.
  4. Ориентация только на внешнюю сторону профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. Например, журналисты не всегда выступают в телепередачах – часто они анализируют массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
  5. Отождествление учебного предмета с профессией. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык в школе») может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имейте в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, адвокатом, следователем, получив юридическое образование.
  6. Неадекватная оценка своих физических особенностей, существенных при выборе профессии. Есть профессии, которые могут быть вам противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние вашего здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Например, у людей, работающих с компьютерной техникой в сфере информационных технологий, усилена нагрузка на глаза и позвоночник.

И, наконец, нужно помнить, что профессиональный выбор – это сознательный и рациональный процесс. Каждый человек по своим индивидуальным качествам (профессионально значимым способностям) соответствует определенной профессиональной среде. Например, некоторые люди могут работать с людьми, некоторые – с техникой, а творческие люди – с художественными образами. Успешность профессиональной деятельности и удовлетворенность профессией обусловлены соответствием индивидуальных качеств  и требований профессии. Например, если человек, который склонен к общению с людьми, будет работать с бумагами, он будет чувствовать дискомфорт.

свернуть
поделиться в: