Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 3 г. Сморгони
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:
ЧТО ОН ХОЧЕТ: осознающий свои цели, жизненные планы, стремления
ЧТО ОН ЕСТЬ: знающий свои личностные особенности
ЧТО ОН МОЖЕТ: знающий свои склонности, способности, интересы
С этой целью мы предлагаем:
Профориентационную консультацию, состоящую из нескольких этапов и включающую: предварительную беседу, профдиагностику, завершающую беседу с рекомендациями.
Консультация ПОЗВОЛЯЕТ:
ВЫЯВИТЬ интересы, способности и личностные особенности.
ОПРЕДЕЛИТЬ подходящий профиль обучения.
ВЫБРАТЬ профессионально-техническое, среднее специальное или высшее учреждение образования.
Профориентационная диагностика — первый шаг к успешной карьере!
Выбор профессии — важнейший этап в жизни любого человека. От правильного выбора будущей профессии зависит вся последующая жизнь. И первым шагом в этом деле является тестирование.
Тест на профориентацию представляет собой комплекс вопросов, отвечая на которые максимально честно, человек проходит объективное тестирование эмоциональных и профессиональных предпочтений, которое позволяет определиться с выбором будущей профессии. Тест на профориентацию помогает выявить интересы и склонность человека к определенной сфере деятельности.
Профориентационные тесты расширяют кругозор человека в мире профессий и определяют его возможное место в нём.
Тестирование позволяет:
Профориентационные тесты онлайн: smartia.me
1. Знакомство с самим собой
Пройдя эти тесты , ты познакомишься со своими индивидуальными особенностями.
2. Знакомство с профессиями
Пройдя эти тесты, ты сможешь узнать к какому типу профессиональной деятельности ты относишься.
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЖ. ГОЛЛАНДА
Тест позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова предназначен для определения интересов и склонностей человека.
Дорогие ребята! Приобретение знаний и правильный выбор специальности позволит вам быстрее включиться в профессиональную деятельность, может стать стартом для профессионального и карьерного роста!
Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.
Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).
свернутьНарисуйте три круга, чтобы они пересекали друг друга, Подпишите их:
Хочу: это те дела и занятия, которые вас привлекают. Зажигают. Тянут! Интересуют!
Умею: это то, что вы делать умеете хорошо, а ещё лучше - мастерски.
Востребовано: это круг того, за что сегодня платят деньги. Шире – за что люди реально благодарят, что людям нужно.
На пересечении этих кругов лежит ваша жизненная цель.
Подсказка: начинайте не с Хочу, начинайте с Умею. Начните с того, что составьте список тех дел, профессий и умений, которыми вы так или иначе владеете или могли бы в обозримом будущем качественно овладеть.
Чем больше у вас дел, которыми вы владеете мастерски, тем лучше ваши деловые перспективы. Вот правда: не ленитесь осваивать дела до уровня не просто «нормально, сойдет», а подниматься к планке мастерства, достойного гордости!
Пусть вашим вторым кругом станет тема Востребовано. В первую очередь пройдитесь по вашему первому списку Умею и оцените, будут ли люди платить за все ваши таланты.
Теперь настал черед круга Хочу. Собственно, с ним проще: обычно то, что вы умеете делать мастерски, и одновременно ценят окружающие, готовые платить за это достойные деньги – вам нравится. Проверьте!
Итого, когда вы совместите все свои списки: Умею, Востребовано и Хочу, у вас на пересечении будет несколько дел, которые стоит считать своей жизненной задачей. Из них выберите то, что более всего соответствует вашим жизненным ценностям, то, что для вас самое высокое и наполненное смыслом, выберите ту вершину, ради которой можно и напрячься, и выложиться: это поможет вам не сломаться в случае неожиданных трудностей. Помните у Ницше: «Тот, у кого есть ЗАЧЕМ жить, сможет выдержать любое КАК».
А для упертых и творческих людей ещё одна качественная подсказка: сильные люди идут не от данности, а от задач. Формула успеха разумного человека – собери имеющиеся ресурсы и внутри этих возможностей сделай то, что ты хочешь. Формула успеха лидера – определи, что ты хочешь, и создай ресурсы, чтобы твое Хочу стало возможным.
Лидер не ищет реальность, он её создаёт. Три круга Умею, Востребовано и Хочу – это жесткая реальность, это рамки, но самые упертые за рамки умеют выходить. Помните об этом.
свернутьИ, наконец, нужно помнить, что профессиональный выбор – это сознательный и рациональный процесс. Каждый человек по своим индивидуальным качествам (профессионально значимым способностям) соответствует определенной профессиональной среде. Например, некоторые люди могут работать с людьми, некоторые – с техникой, а творческие люди – с художественными образами. Успешность профессиональной деятельности и удовлетворенность профессией обусловлены соответствием индивидуальных качеств и требований профессии. Например, если человек, который склонен к общению с людьми, будет работать с бумагами, он будет чувствовать дискомфорт.
свернуть