Информация, рекомендации

Абитуриенту!

развернуть

Уважаемый абитуриент!

В любом важном деле психологический настрой играет большую роль, поэтому мы решили дать вам несколько рекомендаций.

В одной сказке волшебник объясняет своему ученику, как проходить через стену: «Ты должен использовать правило – вижу цель, верю в себя, не замечаю препятствий!». Это правило в вашей ситуации тоже подойдет. Итак:

1 – «вижу цель»: еще раз обдумайте, какие преимущества может дать вам ГрГУ, причем сделайте это не только рационально, разумом, но и в своем воображении, представляя картинки будущей студенческой жизни в Гродно, возможность получать образование в городе-музее. Положительные эмоции, которые будут при этом возникать, будут давать вам большой заряд энергии и создавать высокий уровень мотивации для интенсивной учебы.

2 – «верю в себя»: у вас есть опыт устных ответов, написания письменных работ, сдачи экзаменов и тестов в устной и письменной форме. Опирайтесь на этот опыт, вспоминайте не провалы, а успехи! Так вы настроите свое внутреннее Я на успех, и оно поможет вам снова пережить успех во время поступления.

Напишите следующую фразу: «Я легко запоминаю большие объемы информации и легко воспроизвожу любую нужную мне информацию в нужное время в нужном месте» (имеется в виду на экзамене). Распечатайте эту фразу и повесьте ее дома в разных местах, чтобы она все время попадалась вам на глаза. Во время подготовки к экзаменам повторяйте эту фразу перед началом и в конце занятий и представляйте, как только что изученный вами материал откладывается в голове, как в папку на рабочем столе компьютера. В нужный момент вам только надо «открыть» эту папку – и информация будет вам доступна. Во время повторения материала представляйте, что вы отвечаете на экзамене, это будет хорошей тренировкой.

3 – «не замечаю препятствий»: часто препятствием может стать страх и тревога, которая помешает вам продемонстрировать свои знания. Обычно, видя спокойную, доброжелательную обстановку, абитуриенты успокаиваются, и начинается обычный рабочий процесс.

Но если страх все-таки «накатил», остановите свою деятельность и начните размеренно и глубоко дышать. При этом повторяйте фразу «Я успокаиваюсь и вхожу в рабочее состояние». Потренируйте эту ситуацию, представляя, что вы разволновались, и тогда вы будете уверены, что у вас есть надежный способ быстро успокоиться.

И не забывайте, что вы еще только поступаете в Университет, а не защищаете докторскую диссертацию: если вы чего-то не знаете – это нормально, не надо от этого впадать в панику!

Успехов вам и удачи!

свернуть

КАК НАСТРОИТЬСЯ НА ЭКЗАМЕН

развернуть

Пора сдачи экзаменов у некоторых выпускников уже началась. И конечно самым трудным является – это справиться с нервами и эмоциями. В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение.

Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.

Учеными доказано, что легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие. Не стоит переусердствовать и подвергать свой организм подобным нагрузкам. Чтоб такого не происходило, несколько советов и рекомендаций, как справиться выпускникам с ситуацией.

Как правило, причиной стресса является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

 

Несколько советов выпускникам

  • ЦТ и выпускные экзамены являются одним из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
  • При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
  • Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
  • Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
  • Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
  • Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЦТ, экзамены. Все задания составлены на основе школьной программы.
  • Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

 

Некоторые полезные приемы по сдаче и подготовке к ЦТ

(экзаменам)

Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

 

Рекомендации по заучиванию материала

  • Главное – распределение повторений во времени.
  • Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
  • Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
  • Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
  • Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание
  • надолго.

УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!

свернуть

Психологическая готовность к ЦЭ и ЦТ

развернуть

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

 - Оцени, что больше всего тебя пугает в процедурах ЦЭ и ЦТ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой.

 - Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз.

 - Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЦЭ и ЦТ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события.

  - Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний.

 - Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей.

 - Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию.

  Используй такие формулы самовнушений:

Я уверенно сдам ЦЭ и ЦТ.

 Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.

 Я с хорошим результатом пройду все испытания.

 Я спокойный и выдержанный человек.

 Я смогу справиться с заданием.

 Я справлюсь.

 Я должен сделать то-то и то-то....

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.

свернуть

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ЭКЗАМЕНУ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ

развернуть

Для того чтобы улучшить тестовый балл, прежде всего надо избавиться от страха перед тестами.

Одна из причин тестофобии – страха перед тестами – известна точно. Она основывается на представлении, что результат по тесту – что-то вроде «пожизненного диагноза» или приговора. Но это ошибочное представление! Особенно по отношению к тестам, измеряющим достижения, в частности, к тестам на общеобразовательные знания: чем раньше выявлены проблемы, чем объективнее их оценка, тем скорее можно приступить к их целенаправленному устранению.

Существуют реальные способы повысить тестовый балл. Причем значительно!

Первый из этих способов – усиленное изучение того предмета, по которому предстоит тестироваться: чтение учебного материала, обсуждение его с опытными наставниками, выполнение самостоятельных работ, т.е. весь комплекс необходимой учебной работы. В общем, добросовестно изучать предмет в школе и на дополнительных занятиях.

Второй способ улучшения тестового балла – это основательное знакомство с процессом тестирования. Если вы знакомы с процедурой устного экзамена, потренировались в оформлении сочинения или доказательстве теоремы, то ваши результаты на экзамене от этой подготовки обязательно улучшатся.

Приведем несколько наиболее прямых и универсальных рецептов стратегии подготовки к тестам и тактики их выполнения. Данные рецепты сформулированы в стиле советов опытного тренера ученикам.

Тренируйтесь! Перед официальным соревнованием, ЦЭ, ЦТ, следует выполнять как можно больше опубликованных тестов просто ради тренировки. Нельзя научиться хорошо решать тесты, не выполняя их, подменяя эту практику другими видами контроля и самоконтроля. Эти тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и дают вам другой многообразный опыт – самонаблюдения и оптимальной саморегуляции времени тестирования.

Торопитесь! Тренируйтесь с секундомером в руках. Засекайте время тестов, ограничивайте его. Без подобных ограничений, заставляющих работать в максимально быстром темпе, без имитации соревновательной ситуации, смоделировать тот стресс (напряжение), который вызывает любое тестирование, достаточно сложно.

Пробуйте! В тренировках применяйте правильную тактику, т.е. следуйте рекомендациям, как правильно решать отдельное задание или тест в целом. Например, не следует дважды перечитывать инструкцию, а нужно сразу познакомиться с вариантами ответов. Тогда содержание ответов прояснит вам, что же именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать. Ее можно освоить и эффективно применять, только активно тренируясь в тестировании.

Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные и непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие задания, с которыми вы обязательно справитесь, глупо недобрать очков только потому, что вы не добрались до «своих» заданий, застряв на тех, учебный материал которых вам не известен или плохо изучен.

Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание всего на одном-двух признаках (а это легко), а не сразу на пяти-семи (что гораздо труднее).

Сокращайте выбор! Если несколько ответов (1-2) из четырех или пяти вариантов кажутся вам совершенно неподходящими, а остальные – подходящими с равной вероятностью, то в этом случае верным будет не пропускать это задание, а стараться выбрать ответ из остальных. Путем такой тактики вы получите больше очков.

Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание (вопрос), забывайте все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном (уже решенном вами), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить другое задание. Эта установка дает вам и другой бесценный психологический эффект – забудьте о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось вам не по зубам). Думайте о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.

Читайте задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что вы будете стараться понять условия задания по «первым словам» и достраивать концовки в своем воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки (в самых легких вопросах).

Не огорчайтесь! В любом профессионально подготовленном тесте немало заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано), более того, никто или почти никто не должен выполнить все 100% заданий! Поэтому нет смысла расплескивать эмоциональную энергию на преждевременную досаду. Даже если вам кажется, что вы допустили слишком много ошибок и просто завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение ложно: при сравнении ваших результатов с остальными может выясниться, что другие допустили еще больше ошибок. В итоге вы получите если не самый высокий тестовый балл, то вполне и вполне приличный.

Запланируйте два круга! Спланируйте среднее время на каждое задание таким образом, чтобы за две трети (максимум три четверти) сеанса пройти все задания по «первому кругу». Тогда вы успеете набрать максимум очков на легких для вас («своих») заданиях, а потом сможете подумать и добрать что-то на трудных, которые вам вначале пришлось пропустить.

свернуть

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ЭКЗАМЕНА И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

развернуть

Успешность выполнения любой деятельности определяется состоянием психологической готовности к ней. Психологическая готовность – это сочетание личностных качеств и психологических особенностей человека, которое обеспечивает успешное выполнение соответствующей деятельности. Психологическая готовность является результатом достаточно длительного процесса подготовки.

Централизованный экзамен (ЦЭ) и централизованное тестирование (ЦТ) рассматриваются как сложный вид деятельности, который носит стрессовый характер, требует мобилизации ресурсов психики. Помимо проверки знаний по учебным дисциплинам происходит проверка человека на его психологическую устойчивость и выдержку.

Чтобы грамотно осуществлять психологическую подготовку к централизованному тестированию, необходимо рассмотреть специфику предстоящей деятельности.

Особенности процедуры ЦЭ и ЦТ

  • Результаты ЦЭ и ЦТ определяют положение ученика в школе и в будущей жизни.
  • Во время ЦЭ и ЦТ происходит своеобразное психологическое давление на ученика (не подведи), возникает боязнь быть неуспешным, необходимость соответствовать ожиданиям педагогов и родителей.
  • ЦЭ и ЦТ предполагает проверку знаний по большому объему учебной информации за ограниченный отрезок времени.
  • ЦЭ и ЦТ проходит в новой незнакомой обстановке.
  • Во время ЦЭ и ЦТ присутствуют незнакомые люди, которые строго контролируют процедуру экзамена.
  • Организация ЦЭ и ЦТ строго регламентирована по процедуре и форме.
  • Процедура ЦЭ и ЦТ – это длительное статическое напряжение, ограничение движений в сочетании с интенсивной умственной деятельностью.
  • Процедура ЦЭ и ЦТ связана с сильными эмоциональными переживаниями, это стресс.
  • Тестовый характер заданий требует умения делать осознанный выбор.

Правила подготовки к экзаменам

  1. Использовать время на подготовку к экзамену максимально эффективно: заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям; составить план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.
  2. Подготовить место для занятий: убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.
  3. Не терять времени зря – проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.
  4. Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.
  5. Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз (утром и вечером).
  6. При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
  7. Во время подготовки учитывать свои индивидуальные особенности:
  • тип запоминания информации (зрительный – все читать самому, слуховой – читать и проговаривать вслух, двигательный – подчеркивать важные мысли, делать выписки, рисовать схемы, решать тесты);
  • тип темперамента (холерику – создать значимую мотивацию деятельности и не торопиться, перепроверять себя; сангвинику – осознать ответственность деятельности; меланхолику – верить в себя, успокоиться, не переутомляться; флегматику – самоконтроль времени).
  1. Полезно составлять план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.
  2. Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, звезду, дерево как приемы схематического представления материала.
  3. Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самопроверки, что приводит к осмысленному запоминанию.
  4. Использовать самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самоконтроль и самопоощрение во время подготовки к экзамену.
  5. Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения:
  • Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.
  • В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера (на 4 счета - вдох, на 2 счета - задержка дыхания, на 5-6 счетов - выдох), дышать животом в течение 1 мин..
  • Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе».
  • Использовать смехотерапию.
  • Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!
  1. Заботиться о своем здоровье:
  • Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха (60-90 мин. занятий – 15-20 мин. активного отдыха).
  • Организовать правильное регулярное питание. Включить в рацион сырые овощи, фрукты, ягоды, зелень, орехи, натуральный мед, свежие соки (яблочный, морковный, тыквенный, капустный), травяные чаи (ромашковый, из мяты, мелиссы), рыбу, мясо, шоколад. Исключить из питания готовые концентраты каш и супов, мучные изделия, рафинированный сахар, конфеты, газированные напитки.
  • Отдыхать на природе.

Накануне экзамена

  1. Все бегло повторить, просмотреть, чтобы снять тревогу во время экзамена.
  2. Мысленно продумать и представить всю процедуру предстоящего экзамена – аудитория, место, необходимый материал (ручки).
  3. Подготовить все необходимое, одежду.
  4. Настроиться на успех (все будет хорошо).
  5. Хорошо выспаться.
  6. Утром – проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные чувства, потянуться, сделать самомассаж головы, ушных раковин, рук, 10-15 секунд полежать в позе эмбриона, легкая зарядка, завтрак.
  7. Рассчитать время, явиться в место проведения тестирования за 45-30 минут (организационные вопросы, очередь, поиск аудитории).

На экзамене

  1. Четко следовать инструкциям организаторов тестирования (занять указанное место, заполнить бланк…).
  2. Осмотреться и успокоиться.
  3. Сконцентрироваться:
  • мысленно пройти по собственному телу от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос;
  • сконцентрироваться на собственных мыслях (О чем я думаю);
  • сконцентрироваться на собственном дыхании (Как я дышу?), использовать мобилизирующее дыхание (4:2:4);
  • провести быстрый массаж лба, ушных раковин, пальцев, соединить пальцы рук попарно и сконцентрироваться на этом 3-5 секунд.
  1. Контролировать время, распределив свою работу.
  2. Бегло просмотреть материалы теста (что поможет в сознании выделить необходимый объем информации).
  3. Четко осознать условия задачи, можно читать шепотом, чтобы лучше сконцентрироваться, обратить внимание на обратные задания (не является).
  4. Проявить предприимчивость, не тратить много времени на очень сложные задания – пометить их в черновике значком сложности (очень сложно - ?, средний уровень сложности - !), чтобы потом вернуться, если останется время. Уверен – отвечай, не уверен – рассуждай (исключи самые несоответствующие ответы, из оставшихся - выбери тот, что ближе).
  5. Контролировать свое состояние – успокоить себя, передохнуть 2-3 минуты.
  6. Доверять интуиции, включить в работу свое подсознание.

Будь уверен в себе – и ты справишься!

свернуть
поделиться в: