Инновационный опыт 2020-2023

Инновационный проект

«Внедрение модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной образовательной среды»

Сроки реализации: 2020 – 2023 гг.

Цель: создание психологически безопасной образовательной среды посредством организации взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования.

Задачи:

создать необходимые и достаточные условия для обеспечения психологически безопасной образовательной среды как средства и условия формирования доверительно-доброжелательных межличностных отношений на всех уровнях, гармоничного развития и воспитания гуманистически направленной личности учащихся, укрепления психологического здоровья всех участников образовательного процесса;

выработать систему согласованных взглядов, усилий и действий педагогов, родителей и учащихся учреждения образования и социально-педагогического центра по всем направлениям инновационной деятельности;

разработать систему организационно-управленческого, информационного, научно-методического, валеологического и психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности;

разработать систему формирования компетенций педагогов учреждения образования и специалистов социально-педагогического центра, необходимых для создания, развития и сопровождения психологически безопасной образовательной среды и укрепления психологического здоровья всех участников процесса;

обеспечить ценностно-ориентированное отношение, грамотное предупреждение и разрешение конфликтов в межличностных отношениях учащиеся-учащиеся, учащиеся-педагоги, педагоги-родители, учащиеся-родители, освоение навыков самостоятельного снятия стрессов и тревожности;

создать банк диагностических инструментов и материалов по психологизации образовательного пространства, деловых и межличностных коммуникаций;

обобщить, систематизировать и распространить опыт по внедрению в педагогическую практику модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной образовательной среды.

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели

развернуть

Структурными компонентами модели взаимодействия учреждения образования и социально-педагогического центра по обеспечению психологически безопасной образовательной среды выступают концептуально-целевой, содержательно-деятельностный, результативно-коррекционный блоки.

Концептуально-целевой блок определен социальным заказом общества – обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательного процесса, а также повышение психологической культуры участников образовательного процесса. Блок представлен целью и задачами, которые планируется решить в процессе внедрения модели.

Осуществление деятельности по обеспечению психологически безопасной среды в учреждении образовании возможно через создание определенных условий: научно-методическое и кадровое обеспечение, партнерство между учреждением образования и социально-педагогическим центром.

Теоретико-методологические подходы, которые положены в основу инновационного проекта и внедряемой модели:

личностно ориентированный подход означает ориентацию на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности;

деятельностный подход предполагает деятельность всех субъектов образовательного процесса, направленную на становление их сознания и личности в целом, посредством чего происходит саморазвитие и самоактуализация личности;

системный подход позволяет выделять составляющие элементы проектируемой модели образовательного процесса, их внутреннюю организацию, функции, пути её возникновения и перспективы развития. Основополагающей методологической идеей при этом выступает понимание системы как: целостного образования; совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, обладающей структурой; организованного множества отдельных элементов, объединенных друг с другом и образующих определенного рода целостное единство;

социокультурный подход предполагает необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к своему психологическому здоровью; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных психологически здоровых условий жизнедеятельности человека;

событийный подход предполагает технологию организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности, характеризуется конкретной направленностью, локальным и целостным характером воздействия на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности;

средовой подход предполагает систему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования психологически безопасной образовательной среды. Он связан с учетом влияния различных факторов, которые приобретают комплексный характер воздействия на личность. Средовой подход предполагает актуализацию позитивного потенциала социального окружения.

В основу модели нами взяты следующие принципы:

принцип системности, сущность которого заключается в необходимости из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных;

принцип компетентности предусматривает ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом; четкое осознание педагогом своих профессиональных возможности и действия только в пределах уровня профессиональной подготовленности;

принцип природосообразности предусматривает учет закономерностей природного развития личности, укрепления и поддержания его физического и психологического здоровья;

принцип учета возрастных особенностей, согласно которому необходимо учитывать важнейшие новообразования обучающихся;

принципы индивидуализации и дифференциации требует учета индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса и содействия их дальнейшему развитию;

принцип целостности предполагает взаимодействие всех субъектов и направлений образовательной деятельности.

Акцент ставится на долгосрочное развитие целостной системы взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по созданию психологически безопасной образовательной среды в учреждении образования, а не на краткосрочные задачи.

Содержательно-деятельностный блок включает организационно-педагогические условия и компоненты системной работы по созданию условий для взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования в рамках своих компетенций.

Совокупность организационно-педагогических условий представляет собой:

мотивационную готовность участников образовательного к реализации модели;

методическую подготовку педагогов к реализации модели;

подбор диагностического инструментария;

совместный мониторинг и анализ результатов первичных, промежуточных и итоговых диагностических исследований в учреждении образования, направленных на изучение отношения к образовательной среде, уровня удовлетворенности значимыми характеристиками школьной среды, уровня защищенности от психологического насилия во взаимодействии; оценки субъективно переживаемой безопасности/небезопасности и риска насилия и буллинга, наличия и степени выраженности эмоциональных нарушений у обучающихся, уровня эмоционального выгорания педагогов, уровня родительских компетенций в вопросах оказания эмоциональной поддержки и помощи детям, в том числе находящимся в кризисных состояниях, уровня профессиональных компетенций в вопросах формирования психологически безопасной образовательной среды, с возможной последующей коррекцией.

Результативно-коррекционный блок реализации проекта предполагает проведение совместной оценки результативности, анализа выполнения задач, рекомендации для дальнейших действий. 

свернуть

ПРОГРАММА реализации инновационного проекта «Внедрение модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной образовательной среды» на 2020-2023 гг.

развернуть

Этапы и сроки

Содержание деятельности

Планируемый результат

с педагогическими кадрами

с учащимися

с родителями

1

2

3

4

6

Подготовительный:

март-декабрь 2020 года

 

1. Коллективный анализ проблемного поля учреждения образования и выявление наиболее актуальной проблемы образовательного процесса для её разрешения на современном этапе с учётом вызовов времени.

2. Осмысление теории и практики моделирования, проектирования и сопровождения психологически безопасной образовательной среды в учреждении образования во взаимодействии с СПЦ.

3. Диагностика готовности педагогов учреждения образования и спецалистов СПЦ к инновационной деятельности.

 

 

 

 

4. Создание инициативной группы.

5. Творческие встречи инициативной группы учреждения образования и специалистов СПЦ по обсуждению и коррекции предлагаемой для внедрения в практику модели инновационной деятельности по определению основных направлений взаимодействия учреждения образования и социально-педагогического центра.

6. Педагогический совет «Информирование участников образовательного процесса о цели, задачах, основных направлениях и этапах реализации инновационного проекта, о роли и ответственности за его результаты каждого участника образовательного процесса» совместно с СПЦ.

 

7. Разработка и согласование проекта на всех уровнях.

8. Разработка инфраструктуры проекта. Распределение функциональных обязанностей всех членов коллектива учреждения образования по участию в инновационной деятельности.

1. Мотивационная и практическая готовность участников образовательного процесса к реализации инновационного проекта в учреждении образования

 

2. Организация Координационно-методического центра (педагоги УО и сотрудники СПЦ)

 

3. Решение педагогического совета о подаче заявки в управление образования.

4. Проект.

5. Приказ директора о начале инновационной деятельности и приложения к нему.

9. Педагогический совет «О целях и направлениях инновационной деятельности по созданию и сопровождению психологически безопасной образовательной среды в процессе взаимодействия учреждения образования и социально-педагогического центра» (совместно с СПЦ).

6. Решение педагогического совета

10. Подбор и разработка диагностического инструментария (методики тестирования, анкеты, проективные методики, протоколы наблюдений, тематические опросники) в соответствии с темой проекта и возрастом учащихся.

7. Пакет диагностических материалов

11. Диагностика уровня психологической комфортности образовательной среды.

8. Аналитические материалы «Уровень психологической безопасности образовательной среды и индекс комфортности её участников»

12. Первичная диагностика уровня психолого-педагогической компетентности педагогов.

12. Первичная диагностика индивидуально-личностных особенностей учащихся.

12. Первичная диагностика уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

13. Разработка программ обучения педагогов по развитию их психолого-педагогической и конфликтологической компетентности.

14. Работа консультационного пункта для педагогов по определению тематики исследований, изучению и использованию нормативных правовых актов.

15. Комплексная диагностика возможностей и затруднений всей участников проекта в обеспечении психологически безопасной образовательной среды.

9. Программы семинаров, тренингов, практикумов для всех участников образовательного процесса.

Практический:

январь 2021 –декабрь 2022 года

1. Заседание Координационно-методического центра по разработке локальных нормативных актов и согласованию календарных планов работы на учебный год.

1. Положения о Координационно-методическом центре, творческих группах, группах сопровождения и др.

2. Организация консультационного пункта для участников образовательного процесса по проблемам межличностных отношений, обеспечения безопасности образовательной среды.

3. Организация виртуального консультационного пункта для учащихся и родителей.

2. Разработана тематика консультаций, подготовлены рекомендации.

3. Рост доверия к специалистам социально-педагогической и психологической службы.

4. Освоение и широкое применение развивающих бесед и индивидуальных консультаций в работе со всеми участниками образовательного процесса.

4. Получение достоверной информации.

5. Коррекция отношений, мотивации и практики сотрудничества.

5. Первичная и промежуточная диагностика уровня психологической культуры и коммуникативных компетенций всех участников образовательного процесса, уровня межличностных взаимоотношений, уровня тревожности учащихся.

6. Психолого-педагогические консилиумы по теме проекта с целью коррекции поведения отдельных учащихся и межличностных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

6. Аналитические материалы, информация для организации консультаций, обучения и поддержки.

7. Разработка и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, индивидуальных планов самовоспитания отдельных учащихся.

8. Разработка рекомендаций по ведению учащимися дневников самонаблюдений, по развитию педагогами психологических компетенций учащихся.

7. Портфолио, дневники самонаблюдений.

9. Разработка рекомендаций педагогам и родителям по организации целенаправленных наблюдений за поведением и характером межличностных взаимоотношений учащихся в различных ситуациях в соответствии с их возрастными особенностями.

9. Программы наблюдений.

10. Методические семинары и практикумы по освоению современных образовательных технологий, повышению психолого-педагогической компетентности и стрессоустойчивости участников образовательного процесса (здоровьесберегющие технологии, технологии медиации, конструктивный диалог, кейс-стади, КТД, визуализация и др.)

11. Работа психолого-педагогической мастерской «Психологическая безопасность образовательной среды: инновационные подходы и технологии в урочной и внеурочной деятельности».

12. Анализ и составление промежуточных отчётов о ходе реализации инновационного проекта.

13. Проведение факультативных занятий «Мы сами» (V-VI кл.), «Подготовка учащихся к семейной жизни» (Х-XI кл.).

14. Проектная и научно-исследовательская деятельность по теме проекта.

15. Тренинг личностного роста для подростков.

16. Освоение приемов и техник по обеспечению психологически безопасной среды.

17. Деятельность «Службы доверия».

18. Деятельность клуба общения для подростков.

19. Тренинги, практикумы, организационно-деятельностные игры по обучению навыкам коммуникации, самонаблюдения, самооценки, самовоспитания, саморегуляции и медиации.

 

20. Родительский университет «Школа психологической безопасности»

21. Родительские собрания «Понимание – начало согласия», «Как понять и принять своего ребёнка», «Как воспитать ребёнка счастливым» и др.

22. Тренинги «Школа, дом – не рядом, а вместе», «Шаг навстречу» и др.

23. Психолого-педагогический лекторий «Азбука родительской любви».

24. Включение родителей  в образовательный процесс.

10. Активизация деятельности органов ученического самоуправления (проведение опросов, выработка правил)

11. Снижение уровня

буллинга, улучшение просоциального поведения детей.

12. Активизация деятельности школьного научного общества.

13. Сценарии, методические разработки инновационных учебных занятий, внеклассных мероприятий.

14. Памятки, рекомендации, буклеты, материалы для работы.

25. Разработка памяток, рекомендаций учащимся, родителям и педагогам по теме проекта.

Повышение уровня компетентности участников образовательного процесса

26. Общественно-педагогический форум «Психологическая безопасность детей и взрослых – общая забота»

27. Тренинги, практикумы для педагогов, родителей и учащихся «Способы и технологии развития толерантности, эмпатии и эмоционального интеллекта учащихся»

28. Методические практикумы по разработке моделей компетенций учителей-предметников, классных руководителей, учащихся и родителей по формированию навыков бесконфликтного профессионального и межличностного общения, сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.

29. Заседание педагогического совета «Внедрение инновационных подходов в оценке поведения, учебных и творческих достижений учащихся для воспитания их уверенности, самостоятельности и ответственности, повышения уровня их стрессоустойчивости и снижения отрицательных воздействий школьной отметки»

 

 

Повышение уровня рефлексивной культуры

30. Рефлексивные и творческие встречи педагогов с сотрудниками СПЦ по осуществлению анализа и коррекции инновационной деятельности.

 

 

Обобщающий:

январь-май

2022 года

1.Итоговая диагностика основных компонентов психологически безопасной образовательной среды, уровня комфортности и удовлетворенности всех участников образовательного процесса.

2. Работа творческих групп по обобщению опыта инновационной деятельности коллектива педагогов, родителей и учащихся по проектированию и моделированию психологически безопасной образовательной среды в учреждении образования в сотрудничестве с СПЦ.

 

 

 

 

 

3. Обобщение опыта инновационной деятельности структурных подразделений учреждения образования и отдельных педагогов по теме проекта.

4. Научно-практическая конференция по итогам проекта и представлению успешного опыта инновационной деятельности структурных подразделений учреждения образования и отдельных участников проекта.

1. Система комплексного методического обеспечения работы по созданию психологически безопасной образовательной среды в учреждении образования в сотрудничестве с СПЦ.

2. Описание опыта и методические рекомендации

Внедренческий:

Май-декабрь

2022 года

 

1. Создание банка методических разработок, планов, программ, памяток, методических рекомендаций по теме проекта.

2. Публикация в периодической печати

3. Презентация опыта и результатов инновационной деятельности в своем коллективе и других учреждениях образования.

4. Определение перспектив работы по непрерывному развитию и эффективному сопровождению психологически безопасной образовательной среды.

1. Оптимальный и доступный для других учреждений образования опыт психологизации и повышения эффективности образовательного процесса и уровня психологического здоровья.

2. Копилка инновационных идей и банк инновационных материалов.

свернуть