Структурными компонентами модели взаимодействия учреждения образования и социально-педагогического центра по обеспечению психологически безопасной образовательной среды выступают концептуально-целевой, содержательно-деятельностный, результативно-коррекционный блоки.
Концептуально-целевой блок определен социальным заказом общества – обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательного процесса, а также повышение психологической культуры участников образовательного процесса. Блок представлен целью и задачами, которые планируется решить в процессе внедрения модели.
Осуществление деятельности по обеспечению психологически безопасной среды в учреждении образовании возможно через создание определенных условий: научно-методическое и кадровое обеспечение, партнерство между учреждением образования и социально-педагогическим центром.
Теоретико-методологические подходы, которые положены в основу инновационного проекта и внедряемой модели:
личностно ориентированный подход означает ориентацию на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности;
деятельностный подход предполагает деятельность всех субъектов образовательного процесса, направленную на становление их сознания и личности в целом, посредством чего происходит саморазвитие и самоактуализация личности;
системный подход позволяет выделять составляющие элементы проектируемой модели образовательного процесса, их внутреннюю организацию, функции, пути её возникновения и перспективы развития. Основополагающей методологической идеей при этом выступает понимание системы как: целостного образования; совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, обладающей структурой; организованного множества отдельных элементов, объединенных друг с другом и образующих определенного рода целостное единство;
социокультурный подход предполагает необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к своему психологическому здоровью; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных психологически здоровых условий жизнедеятельности человека;
событийный подход предполагает технологию организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности, характеризуется конкретной направленностью, локальным и целостным характером воздействия на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности;
средовой подход предполагает систему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования психологически безопасной образовательной среды. Он связан с учетом влияния различных факторов, которые приобретают комплексный характер воздействия на личность. Средовой подход предполагает актуализацию позитивного потенциала социального окружения.
В основу модели нами взяты следующие принципы:
принцип системности, сущность которого заключается в необходимости из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных;
принцип компетентности предусматривает ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом; четкое осознание педагогом своих профессиональных возможности и действия только в пределах уровня профессиональной подготовленности;
принцип природосообразности предусматривает учет закономерностей природного развития личности, укрепления и поддержания его физического и психологического здоровья;
принцип учета возрастных особенностей, согласно которому необходимо учитывать важнейшие новообразования обучающихся;
принципы индивидуализации и дифференциации требует учета индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса и содействия их дальнейшему развитию;
принцип целостности предполагает взаимодействие всех субъектов и направлений образовательной деятельности.
Акцент ставится на долгосрочное развитие целостной системы взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по созданию психологически безопасной образовательной среды в учреждении образования, а не на краткосрочные задачи.
Содержательно-деятельностный блок включает организационно-педагогические условия и компоненты системной работы по созданию условий для взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования в рамках своих компетенций.
Совокупность организационно-педагогических условий представляет собой:
мотивационную готовность участников образовательного к реализации модели;
методическую подготовку педагогов к реализации модели;
подбор диагностического инструментария;
совместный мониторинг и анализ результатов первичных, промежуточных и итоговых диагностических исследований в учреждении образования, направленных на изучение отношения к образовательной среде, уровня удовлетворенности значимыми характеристиками школьной среды, уровня защищенности от психологического насилия во взаимодействии; оценки субъективно переживаемой безопасности/небезопасности и риска насилия и буллинга, наличия и степени выраженности эмоциональных нарушений у обучающихся, уровня эмоционального выгорания педагогов, уровня родительских компетенций в вопросах оказания эмоциональной поддержки и помощи детям, в том числе находящимся в кризисных состояниях, уровня профессиональных компетенций в вопросах формирования психологически безопасной образовательной среды, с возможной последующей коррекцией.
Результативно-коррекционный блок реализации проекта предполагает проведение совместной оценки результативности, анализа выполнения задач, рекомендации для дальнейших действий.
свернуть