Оказание психологической помощи направлено на профессиональную поддержку и содействие обучающемуся, его законным представителям или социальной группе, иным участникам образовательного процесса в решении психологических проблем, в социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации, которая нарушает нормальную жизнедеятельность и не может быть преодолена им самостоятельно.
Формы оказания психологической помощи разделяются в зависимости от характера взаимодействия между участниками образовательного процесса и педагогом-психологом (очная, дистанционная), от количества участников (индивидуальная, групповая), от временных параметров (краткосрочная, долгосрочная, неотложная, экстренная).
В каждом конкретном случае форму, вид, средства, методы и объем психологической помощи определяет и рекомендует педагог-психолог в соответствии с состоянием участника образовательного процесса и спецификой его психологической проблемы.
Социально-педагогический центр (далее – СПЦ) является координирующим учреждением, предназначенным для обеспечения координации деятельности педагогов-психологов учреждений образования, внедрения единых подходов к деятельности специалистов по оказанию психологической помощи, оказания практической помощи молодым специалистам в овладении профессиональным мастерством.
СПЦ обеспечивает следующее:
ведет непосредственную работу с педагогами-психологами учреждений образования;
организует деятельность педагога-психолога на местах;
оказывает методическую и иную профессиональную помощь педагогам-психологам учреждений образования;
обеспечивает систематическую супервизионную поддержку и сопровождение процесса оказания психологической помощи;
осуществляет экспертную супервизию сложных случаев, требующих динамического наблюдения;
консультирует администрацию учреждений образования по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и по другим вопросам профессиональной деятельности.
Социально-педагогические и психологические службы учреждений образования (далее – СППС), предусмотренные в каждом типе учреждений образования будут являться структурными звеньями СПЦ.
Педагог-психолог обеспечивает следующее:
психологическое консультирование участников образовательного процесса;
проведение психологической диагностики психического развития и психологического здоровья обучающихся;
проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися;
психологическую профилактику и психологическое просвещение участников образовательного процесса.
Руководителем управления образования издается приказ по созданию психологической службы района (далее – Служба).
Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и национальных актов и законов об оказании психологической помощи, защите прав и законных интересов несовершеннолетних. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Республики Беларусь в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства образования.
Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается:
в целом – на СПЦ;
в учреждениях общего среднего образования – на руководителей учреждений образования.
В структуре деятельности Службы предусматривается двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям.
Административное управление осуществляется руководителем учреждения образования. Деятельность – направлена на определение стратегии развития и функционирования учреждения образования, создание необходимых для этого условий, обеспечивает необходимую финансовую, правовую, материально-техническую и организационную деятельность педагога-психолога.
Профессиональное руководство осуществляется СПЦ. Деятельность – направлена на внедрение единых подходов по оказанию психологической помощи, оказания практической помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством, обеспечение контроля за качеством оказания психологической помощи. Ориентировано как на выполнение актуальных запросов педагога-психолога, так и на перспективу его развития. Служба работает в тесном контакте с Республиканским центром психологической помощи, институтами развития образования, учреждениями здравоохранения и социальной защиты.
В целевом компоненте модели определена цель инновационной деятельности: обоснование, внедрение и оценка эффективности проекта.
Содержательный компонент модели представляет систему работы по оказанию психологической помощи.
Очная психологическая помощь оказывается при непосредственном взаимодействии педагога-психолога СППС и участника образовательного процесса в учреждении образования.
Дистанционная психологическая помощь оказывается специалистами СПЦ при взаимодействии педагога-психолога и участника образовательного процесса с использованием средств электросвязи.
Индивидуальная психологическая помощь оказывается педагогом-психологом СППС участнику образовательного процесса один на один при отсутствии посторонних лиц.
Групповая психологическая помощь оказывается педагогом-психологом СППС семье (состоящей из двух и более лиц), коллективу (классному, школьному, педагогическому и т.п.).
Краткосрочная психологическая помощь применяется для решения конкретной актуальной проблемы или проблемной ситуации участника образовательного процесса, длится от одного приема (от 45 минут) до нескольких (10) приемов на протяжении нескольких недель, месяцев.
Долгосрочная психологическая помощь применяется для психологического анализа и исследования личностного содержания проблем обучающегося, его законного представителя, причин и условий их возникновения, эффект развивается медленно и носит устойчивый характер.
Экстренная (неотложная) психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование участникам образовательного процесса, содействует мобилизации его физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, способствует предотвращению развития психических состояний, представляющих опасность для клиента и иных лиц.
Методический компонент модели включает методы, приемы, формы и средства оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.
Оценочно-коррекционный компонент модели строится на основе диагностик оказания психологической помощи, обеспечивает постоянную информацию о динамике показателей, определяющих эффективность инновационной деятельности.
Основными показателями качества оказания психологической помощи являются:
своевременность оказания психологической помощи;
степень улучшения психологического состояния участника образовательного процесса и готовности к самостоятельному решению им своих психологических проблем в результате продуктивного взаимодействия с педагогом-психологом, оцениваемая участником образовательного процесса;
соответствие кадрового состава квалификационным требованиям к педагогам-психологам;
систематическая супервизионная поддержка и сопровождение процесса оказания психологической помощи;
экспертная супервизия сложных случаев, требующих динамического наблюдения.
Отсроченная оценка результатов оказания психологической помощи участнику образовательного процесса осуществляется путем опроса или анкетирования по решению руководителя учреждения образования, оказывающего психологическую помощь, или СПЦ.
В случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью ее предоставления педагог-психолог может переадресовать участника образовательного процесса к другому специалисту, включенному в психологическую службу района (города), по согласованию с данным педагогом-психологом, либо в СПЦ. Лицам, переживающим тяжелые эмоциональные состояния, представляющие опасность для его личности или общества, психологическая помощь оказывается вне очереди, в порядке, определяемом педагогом-психологом.
Целью психологической поддержки педагогов-психологов учреждений общего среднего образования является содействие повышению эффективности деятельности специалистов, приобретение ими новых личностных ресурсов: повышение психологической, коммуникативной компетентности, стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности, развитие навыков разрешения конфликтов.
Виды психологической поддержки:
психологическая профилактика и психологическое просвещение – совокупность мероприятий, направленных на предоставление психологических знаний, повышение психологической культуры педагога-психолога (группы), формирование у него потребности и готовности использовать полученные психологические знания для саморазвития, самосовершенствования, самореализации, улучшения (нормализации) взаимоотношений в с социальным окружением, а также на предупреждение возможных нарушений в развитии личности, индивидуальности и поведении работника;
психологическое консультирование – помощь педагогу-психологу в понимании и решении им на основе осознанного выбора своих актуальных психологических проблем эмоционального и межличностного характера, в изменении поведения и развитии его личности (по его обращению);
психологический тренинг – формирование эмоционально-корректирующего опыта, снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, овладение новыми стилями поведения, адаптация к изменяющимся условиям жизнедеятельности, овладение навыками самопознания и саморегуляции, формирование творческой готовности к самостоятельному решению актуальных психологических проблем индивидуального и межличностного характера;
супервизия – комплекс мероприятий, направленный на получение педагогом-психологом (группой) профессиональной поддержки, формирование и поддержание необходимого уровня его квалификации, развитие и совершенствование профессионального мастерства с учетом требований должностных обязанностей.
свернуть